Путь в Версаль

versal

Версаль – одно из самых популярных направлений однодневных поездок из Парижа. Мы тоже хотели быть в тренде, и решили посетить этот небольшой городок. Казалось, что сделать это самостоятельно без ошибок невозможно. Оказалось, что не казалось 🙂

Подготовка к поездке в Версаль

Перед каждой планируемой поездкой, если конечно вы привыкли везде ездить сами без различных туристических экскурсионных групп, нужно очень плотно и подробно изучать варианты маршрутов. Стоит обратить особое внимание на итоговую стоимость билетов на транспорт (т.к. иногда приходится делать пересадки), удобство перемещения с точки зрения местоположения начальной и конечной точек маршрута, а также время, затраченное на перемещение до цели.

Если всё это изучено идеально, то маршрут будет легким и ненавязчивым, а самое главное не разочарует вас. Однако, не всегда получается подобрать идеальный маршрут по разным причинам. Основные мешающие факторы это – отсутствие времени на изучение и отсутствие необходимой информации.

На 9-й день путешествия у нас была запланирована поездка в резиденцию французских королей – Версаль. Находится он в 21 км от Парижа, и добраться до него можно различными способами. Экскурсионные автобусы в расчет не берем – там просто сел и поехал. Автомобильные маршруты тоже исключим – езжайте по карте или навигатору, проблемы могут возникнуть только с парковкой, так как место чрезвычайно «муравьиное». Самым популярным видом способом добраться до Версаля является пригородная электричка.

Единственная сложность для тех, кто город знает только по фоткам Эйфелевой башни (а на тот момент мы были именно такими гражданами) – это наличие трех главных станций в Версале, на которые и приезжает весь транспорт. Если жить в районе центра Парижа (где мы как раз и жили), то можно добраться легко и просто на поездах RER линии С – пересесть на них можно на многих станциях метро центра города и стоимость самая дешевая, по сравнению с другими вариантами (на тот момент 2,55е).

Поезд приходит на вокзал Versailles — Rive Gauche, самый ближний к дворцовому комплексу, от которого идти минут 5. Почему бы, спросите вы, нам было не воспользоваться данным маршрутом. Ответ на этот вопрос не знает никто 🙂 . Этот маршрут я узнал лишь потом, и когда узнал – приуныл. Поскольку мы добирались совсем другим путем.

Мы сели на метро и доехали до вокзала Paris Saint Lazare, там приобрели билеты на RER линии L до Versailles — Rive Droite стоимостью 3,4е. Мало того, что ехали минут на 10 дольше, чем если бы воспользовались линией С, так и приехали на самый дальний от дворца вокзал, от которого идти было минут 20. В конечном итоге, везде проиграли, радует только, что проиграли по мелочи, да и дополнительная прогулка по самому Версалю тоже была весьма неплоха – поглядели жизнь пригорода Парижа, пусть и весьма своеобразного, живущего туристической жизнью.

Покупка билетов в Версаль

Если не считать небольшой ошибки с доставкой наших тел до Версаля, то всё остальное должно было получиться на ура. Еще дома, планируя поездку, на официальном сайте Версаля —
en.chateauversailles.fr я приобрел два полных билета на осмотр всего, что там есть, включая вызывающие неоднозначную реакцию социума фонтаны. Стоимость билетов 25е. Такая цена только в дни работы фонтанов — вторник, выходные (сб, вс), и праздничные дни. В остальные дни цена 18е.

А так выглядят расценки в оффлайне:

Билеты в Версаль

На сайте разобраться не сложно, хотя русского языка там пока нет, но, учитывая, сколько туристов из России болтается по всему миру, включая Францию – скоро он там будет. Во всяком случае, в информационном центре брошюрки на русском языке присутствуют, и получить их можно совершенно бесплатно (что особенно радует русское население).

Если не купить билеты заранее, то они покупаются слева от основного входа в комплекс (и слева от очереди), где заодно находится и информационное бюро. Но догадаться об этом непросто, так как вывески не шибко видны, нужно подойти, взять в руки лупу и притвориться Шерлоком. Только тогда всё станет понятно.

Кассы и туристическая информация

Крайне рекомендуется взять там брошюрки. Они весьма полезны, так как содержат краткую информацию обо всех зданиях и памятниках парка. И самое главное — там есть карта, без которой неподготовленному человеку не так просто разобраться во всех этих сооружениях.

Территория обследования большая, и если не знать, куда конкретно нужно идти, то можно сильно разочароваться. Идти вдоль пруда или по какой-либо тропинке, дойти до забора, за которым ничего нет, и потом столько же идти назад – удовольствие не из приятных. Посмотреть надо многое, поэтому такие бессмысленные прогулки по французским лужайкам лучше оставить на потом. Мы же пошли, как обычно, своим путем, наступая на грабли, которых можно было бы избежать, изучив всё более подробно, как говорится, «на берегу».

Добираемся до Версаля

В Париже, просыпаясь утром, я первым делом распахивал шторки окна и вглядывался в ситуацию на улице. Надежда на хорошую солнечную погоду всегда таилась в моем сердце. Не всегда она оправдывалась, но на то он и Париж, чтобы быть неожиданным и непостоянным.

Утреннее солнце вызывает в организме особые эмоции – кажется, что день будет прекрасным, и позитивные мысли прочно оседают под коркой мозга. Пусть даже потом солнечный день обернется жутким дождем, этот утренний заряд держится продолжительное время и помогает справиться с непогодой.

Так случилось и на четвертый день нашего пребывания в столице Франции. Пробудившись пораньше, я соскочил с кровати и прильнул к окошку – солнце радостно переливалось игривыми лучами, и мозг весело зашелестел приятными ожиданиями.

Не имея представления о том, где можно поесть в Версале, и примерно предполагая возможную стоимость питания, мы решили вновь отдать предпочтение бутербродам с соком. Позавтракав и заготовив продукты для будущих бутеров, мы энергично вывалились на улицы Парижа.

Доехали на метро до вокзала Paris Saint Lazare. Там мы подошли к автомату по продаже билетов, но справиться с ним не удалось, там было слишком много станций с названием Versailles. До какой именно нужно брать билеты было не очень понятно. Совершив пару языческих танцев с бубном вокруг автомата, я нисколько не продвинулся в решении своей проблемы. Поэтому пришлось отправиться в кассу и купить билеты вживую.

Когда я кассиру мычал про Версаль, она почему-то переспрашивала название станции. Я подумал, что наверняка есть еще что-то похожее или созвучное Версалю, и мне очень не хотелось уехать туда. Цена билета соответствовала ценам в автомате. Я понял, что это одно и то же место и постепенно успокоился. Как я говорил выше, в Версале тоже несколько вокзалов, поэтому и возник такой вопрос.

Вскоре подошел наш поезд, и мы принялись неприкаянно бродить около вагона, отыскивая, куда же засунуть билет, чтобы пробить его. Билет ничем не отличался от обычного билета в метро. Такой же цвет, только немного другие надписи, и указана стоимость 3,4е. Например, в Парижском метро, чтобы попасть внутрь, нужно засунуть билет в контроллер, и получить его из другого отверстия, что находится перед автоматической дверью. Тут же на вокзале ничего подобного не было, и мы просто сели в вагон, ожидая, что же дальше. Когда будет проверка билетов, и зачем вообще его стоило покупать, если никто ничего не проверяет.

Наши мысли развеял вокзал в Версале – чтобы выйти со станции нужно воспользоваться билетом. Там стоят такие же контроллеры, что и в метро, но работают на выход, а не на вход. Хотя, потом выяснилось, что они работают и на вход – чтобы обратно зайти на станцию вокзала нужно пропустить билет через контроллер. Немного непривычная для нас система, но мы справились.

Успешно преодолев все препятствия, мы вышли из здания вокзала и пошли сразу налево по улице Rue du Marechal Foch до пересечения с Av. de Saint-Cloud. Там уже повернули направо и шли, пока не увидели огромное скопление всевозможного транспорта. Слева от входа расположилась армия автомобилей, а справа армия автобусов – и тут стал понятен весь масштаб Версальского комплекса. Шел десятый час утра, но такое количество людей не могло не будоражить мозг. Мы прошли через главные ворота на площадь. Там извивающейся змейкой шла очередь из людей, жаждущих попасть внутрь.

Гугл даже зафиксировал эту очередь своим чутким спутником:

Очередь в Версаль

Я читал в интернете, что в целях экономии времени билеты лучше купить заранее, так как живая очередь за ними достаточно внушительная. Вот я и подумал сначала, что это та самая очередь. У нас то билеты уже были и мы, злорадно ухмыляясь, попытались обойти толпу, дабы пробраться, наконец, на территорию дворца. Однако походив и прояснив ситуацию, мы поняли, что билеты уже у всех на руках, и эта очередь на контроль и досмотр непосредственно перед входом. Тут мы немного приуныли, и, потупив взоры, отошли в самый конец. Примерно такие очередь в наших больницах 🙂

Однако, очередь двигалась довольно бодро, и минут через 20 мы уже проходили через металлоискатель. Параллельно нам поставили галочки, говорящие о том, что билетом мы воспользовались. Личного досмотра удалось избежать, и мы вышли на дворцовую площадь. Солнце сразу же ослепило глаза, и под его лучами дворец смотрелся ярко и неотразимо.